2025 / 3
Церетели и его вклад в кросс-культурный диалог в контексте китайской художественной среды
В статье дается понятие российско-китайского кросс-культурного диалога, раскрывается его значение для развития искусства в условиях глобального мира. Особо обращается внимание на роль Зураба Константиновича Церетели в правильном построении видения искусства глазами современного художника. Дана характеристика отдельных этапов его творческого пути, становления его уникальных техник работы. В завершении статьи особо выделено значение выставки З.К. Церетели в Пекине осенью 2023 года как настоящего кросс-культурного мероприятия.
Сунь Фэн. Церетели и его вклад в кросс-культурный диалог в контексте китайской художественной среды // Academia. 2025. № 3. С. 458–468. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-458-468
Ключевые слова
История Ясона и Медеи: прочтение в контексте культуры позднего Кватроченто на примере картин-спальер по заказу Лоренцо Торнабуони
Статья посвящена феномену переосмысления мифологического сюжета о Ясоне и Медее в контексте матримониальных ценностей флорентийского общества позднего Кватроченто. На примере спальер, выполненных мастерами круга Доменико Гирландайо для украшения комнаты Лоренцо Торнабуони, рассматриваются метаморфозы образов античного мифа, интерпретированных в духе куртуазных идей, а также анализируются основные источники, оказавшие влияние на их трактовку.
Матвеева Е.В. История Ясона и Медеи: прочтение в контексте культуры позднего Кватроченто на примере картин-спальер Лоренцо Торнабуони // Academia. 2025. № 3. С. 469–477. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-469-477
Ключевые слова
Джованни Бенедетто Кастильоне – первый художник монотипии
Статья посвящена исследованию творчества генуэзского мастера XVII века Джованни Бенедетто Кастильоне, одного из первых художников, разработавших технику монотипии. Авторы ставят перед собой задачу изучения ее генезиса и развития на определенном историческом этапе. Основу такого подхода составляет работа по выявлению источников стилистического влияния, заимствованных мотивов, которые перерабатывались художником на базе применения этой новой оригинальной техники. В статье рассматривается, как присущие монотипии выразительные средства могут трансформировать художественные мотивы и усиливать выразительный потенциал образов.
Егорова Е.А., Королева А.Ю. Джованни Бенедетто Кастильоне – первый художник монотипии // Academia. 2025. № 3. С. 478–490. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-478-490
Ключевые слова
Проблемы синтеза Ренессанса и готики в сакральной архитектуре Франции XVI–XVII веков
В статье рассматривается проблема архитектурной дифференциации французских готических памятников XVI–XVII столетий. Для Франции готика является незыблемой традицией и общенациональным стилем как выражением собственной идентичности. При этом с 1530-х годов во французской архитектуре начинают преобладать ренессансные тенденции. Cтатья нацелена на изучение различных вариантов сочетания традиционной для Франции готической архитектурной конструкции с новыми декоративными тенденциями итальянского Ренессанса.
Ключевые слова:
Морозова П.И. Проблемы синтеза Ренессанса и готики в сакральной архитектуре Франции XVI–XVII веков // Academia. 2025. № 3. С. 491–500. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-491-500
Образы Данте в итальянской живописи XIX века
Статья посвящена проблеме интерпретации итальянскими живописцами XIX века сюжетов из произведений Данте Алигьери – «Новая жизнь» и «Божественная комедия». В эпоху Рисорджименто литературные образы поэта были в центре внимания художников.
Федотова Е.Д. Образы Данте в итальянской живописи XIX века // Academia. 2025. № 3. С. 501–509. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-501-509
Научные аспекты работы над каталогом собрания русского рисунка второй половины XIX века ГМИИ имени А.С. Пушкина: проблемы содержания. На материалах Отдела личных коллекций
В статье, подготовленной на основе авторской части доклада А.Г. Лукановой (ГМИИ имени А.С. Пушкина), который был сделан во время совместного выступления с О.С. Давыдовой (НИИ РАХ) на Отчетной научной сессии ГМИИ имени А.С. Пушкина в 2025 году, рассмотрен целый ряд важных аспектов подготовки каталога русского рисунка второй половины XIX века в ГМИИ имени А.С. Пушкина, выявлены проблемы и специфики его структуры и содержания. Особое внимание уделено новому концептуальному принципу, связанному с отходом от устоявшихся параметров хронологического деления художественного процесса 1850–1900-х годов на два временных периода: на искусство второй половины XIX века и искусство рубежа XIX–XX столетий. Для создания более емкого представления о русском искусстве второй половины XIX века, состав каталога был расширен включением в него произведений таких выдающихся мастеров рубежа XIX–XX веков, истинных реформаторов русского искусства, как В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов. Все это позволило акцентировать синтетичность развития русского графического искусства второй половины XIX – начала ХХ столетия в границах смежных стилистических «эпох» и в новом историко-культурном масштабе показать собрание работ русской графики ГМИИ имени А.С. Пушкина, включающее выдающуюся коллекцию рисунков И.С. Зильберштейна, принесенную коллекционером в дар музею.
Луканова А.Г. Научные аспекты работы над каталогом собрания русского рисунка второй половины XIX века ГМИИ имени А.С. Пушкина: проблемы содержания. На материалах Отдела личных коллекций // Academia. 2025. № 3. С. 510–523. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-510-523
Мифологичность в искусстве Йозефа Бойса
Статья посвящена проблеме формирования субъективной мифологии в искусстве ФРГ 1970–1980-х годов. На примере творчества Йозефа Бойса анализируется особенность коммуникативно-языковых форм искусства постмодерна. Художественная практика немецкого художника была связана с ролевой игрой и иронией. В образе миссионера «духовного искусства» он воплотил в творчестве представление о некой новой модели мира – мифической «Евразии». В своих арт-объектах художник стремился достичь знаковости, а в высказываниях – метафоричности. Свое искусство он активно популяризировал как в художественном, так и в широком общественном пространстве.
Орлова Е.В. Мифологичность в искусстве Йозефа Бойса // Academia. 2025. № 3. С. 524–538. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-524-538
Ключевые слова
Иллюстрации Е.А. Кибрика к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Классик советской графики ХХ века Евгений Адольфович Кибрик (1906–1978) на протяжении своего творческого пути стремился воплотить в цельных и глубоких образах литературных героев философские идеи, проникнутые гуманизмом и любовью к человеку, и создать психологические портреты, которые стали своеобразным ядром, концентрирующим в себе проблематику исторических событий. При иллюстрировании драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» в художественном решении образов, от эскизов до оригинала, Е.А. Кибрик шел по пути заострения, психологического раскрытия облика героя, ставя перед собой задачи проникновения в характер, мировоззрение и внутренний мир человека.
Чичварина О.Г. Иллюстрации Е.А. Кибрика к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Academia. 2025. № 3. С. 539–554. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-539-554
Авторская художественная кукла в России начала XX века: воплощение идеи синтеза искусств
Кризисный период в искусстве на рубеже XIX‒XX веков побуждал художников к поиску новых способов самовыражения. Некоторые из них считали концепцию синтеза искусств единственным направлением для будущего развития. При этом многие художники и поэты обращались в своем творчестве к неоднозначному и таинственному образу куклы. Все это способствовало рождению нового вида искусства ‒ авторской художественной куклы. Его первыми известными представителями в России стали О.А. Глебова-Судейкина и М.И. Васильева.
Казанцева Е.В. Авторская художественная кукла в России начала XX века: воплощение идеи синтеза искусств // Academia. 2025. № 3. С. 555–560. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-555-560
Проблема анатомического рисунка как актуальнейшая в академическом художественном образовании. Методики и практики преподавания в московских художественных вузах
Тема анатомического рисунка, пропорций человеческого тела находится на стыке двух важнейших дисциплин – пластической анатомии и академического рисунка – и является основой для любого построения в рисунке фигуры. 1 декабря 2023 года в Белом зале Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, д. 21) Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств РАХ и отделом проблем художественного образования НИИ РАХ был проведен научный круглый стол «Проблема анатомического рисунка как актуальнейшая в академическом художественном образовании. Методики и практики преподавания в московских художественных вузах».
Дружинин А.А., Муратов А.М. Проблема анатомического рисунка как актуальнейшая в академическом художественном образовании. Методики и практики преподавания в московских художественных вуза // Academia. 2025. № 3. С. 561–566. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-561-566
Пластический образ веранды в живописном наследии Владимира Неклюдова
Статья посвящена творчеству советского и российского живописца Владимира Павловича Неклюдова (1938–2021), член-корреспондента Российской академии художеств, известного монументалиста. В статье рассматривается творческое наследие художника, в первую очередь его станковые работы 1980-х–2000-х годов, в которых отражаются размышления художника о сложном времени, в которое ему довелось жить. Акцент делается на эволюции пластического образа веранды как пространства жизни и воспоминаний, которая становится метафорой лимбического пространства искусства. Проводятся сравнения композиций Неклюдова и мастеров европейского модернизма, в первую очередь, Пьера Боннара, а также русских художников первой половины ХХ века: Павла Варфоломеевича Кузнецова, Николая Петровича Крымова и Александра Давыдовича Древина, с которыми Владимир Павлович ведет творческие диалоги сквозь пространство и время.
Чмырева И.Ю. Пластический образ веранды в живописном наследии Владимира Неклюдова // Academia. 2025. № 3. С. 567−584. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-567-584
Западноевропейские источники иконы Семена Спиридонова Холмогорца «Спас Вседержитель на престоле с Марфой, Марией и 28 клеймами»
В статье представлены итоги исследования, начатого в 1980 году, устанавливаются и уточняются образцы западноевропейской графики, использованные изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем при создании одного из лучших произведений русского иконописания второй половины XVII века. Образ Спаса Вседержителя на престоле исполнен мастером около 1682 года. Сложный программный замысел, отличающий эту икону, во многом определил необычную структуру цикла клейм и введение в композицию, как типичных для русской иконографии, так и уникальных «эпизодов».
Турцова Н.М. Западноевропейские источники иконы Семена Спиридонова Холмогорца «Спас Вседержитель на престоле с Марфой, Марией и 28 клеймами» // Academia. 2025. № 3. C. 585‒603. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-585-603
Заметки об иконе 1693 года из собрания Государственного исторического музея
В статье предпринята попытка уточнения происхождения образа 1693 года, хранящегося в коллекции Государственного исторического музея. Проанализирована билингвическая надпись на лицевой стороне иконы, обосновывающая и истолковывающая иконографию «Троицы». Выявлен круг подобных икон в собраниях музеев Москвы, Подмосковья и Cанкт-Петербурга.
Облицова Т.Ю. Заметки об иконе 1693 года из собрания Государственного исторического музея // Academia. 2025. № 3. С. 604–612. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-3-1-604-612
2025 / 2
Европейцы об искусстве в России: первая треть XVI века
Рассматриваются различные проявления восприятия иностранцами искусства в России в период правления Василия III, отразившиеся в записках путешественников и сочинениях, созданных в Европе на основе имеющихся устных и письменных источников. Европейцы оставили описания особенностей планировки и застройки некоторых городов, отдельных комплексов и зданий, крепостей, костюмов и их аксессуаров, обстановки интерьеров различного рода сооружений, подарков, в том числе посольских даров, творений ремесленников и художников. Принадлежавшие другой культуре, зарубежные авторы были склонны в первую очередь обращать внимание на работы приезжих мастеров, более понятные им. Находясь в русской столице и принимая участие в дворцовых приемах, они имели возможность рассмотреть и по-своему оценить постройки, художественные изделия, составлявшие среду пребывания великого князя.
Черный В.Д. Европейцы об искусстве в России: первая треть XVI века // Academia. 2025. № 2. С. 246–257. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-246-257
Ключевые слова
Западные влияния в иконописи первой трети ХVI века
В статье ставится задача проследить, каким образом в изобразительное искусство времени Василия III проникали западные влияния и в чем именно они проявлялись. На основании анализа памятников иконописи и миниатюры автор приходит к выводу, что установившиеся регулярные контакты с европейским миром (путешествия, дипломатические миссии) способствовали проникновению впечатлений от западного искусства в древнерусскую живопись. Влияния носили не системный, а мозаичный характер. Русские мастера относились к художественному миру Запада осторожно. Они подмечали интересные детали, стилевые особенности, но использовали их, оставаясь внутри собственной художественной системы. Внимание иконописцев в качестве «образцов» привлекали, прежде всего, памятники, воспринимавшиеся как древность, как общее христианское прошлое.
Самойлова Т.Е. Западные влияния в иконописи первой трети XVI века // Academia. 2025. № 2. С. 258–271. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-258-271
Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария
Cтатья посвящена обзору источников, повествующих о поставлении святителя Макария на Новгородскую кафедру. Данный исторический период представляет собой большое поле для проведения разнообразных исследований, особенно в плоскости рассмотрения изменений быта (связанных с усилением Москвы) и трансформации чинопоследований, обусловленных смешиванием традиций. Приводимые архивные и исследовательские свидетельства позволяют оценить и описать доступные подробности избранной темы. Несмотря на обширные лакуны, многие элементы тех событий восстанавливаются при сопоставлении с другими, в том числе и иностранными, свидетельствами, что делает настоящую статью предметом интереса как исследователей тематики, так и рядовых читателей.
Макарий (Веретенников), архимандрит. Архиерейская хиротония новгородского архиепископа Макария // Academia. 2025. № 2. С. 272−281. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-272-281
Образ Христа Вседержителя в центральной главе Успенского собора Московского Кремля. Особенности и время сложения иконографии
Статья посвящена изучению иконографических особенностей изображения Христа Вседержителя, расположенного в скуфье главного купола Успенского собора Московского Кремля. Спаситель представлен здесь с благословляющей и одновременно сжатой десницей и закрытым Евангелием в левой руке. Несмотря на свою кажущуюся традиционность, образ имеет ряд значимых отличительных деталей, свидетельствующих о том, что существующее изображение XVII века точно воспроизводит более ранний образец 1513 года. Проведенное исследование позволяет предположить, что в эпоху правления великого князя Василия III, рассматриваемый образ Христа Вседержителя, имел особое значение и воспринимался как изображение, наиболее полно раскрывающее могущество и премудрость Создателя.
Трофимова С.А. Образ Христа Вседержителя в центральной главе Успенского собора Московского Кремля. Особенности и время сложения иконографии // Academia. 2025. № 2. С. 282–298. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-282-298
Отражение божественного сада в убранстве ренессансных порталов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля
В статье впервые предлагается обратить внимание на особенности скульптурного убранства двух кремлевских соборов как на образ райского сада. До сих пор декор порталов Архангельского и Благовещенского соборов рассматривался только в контексте работы в России итальянских ренессансных мастеров. Особенности такого декора при сравнении его с другими произведениями эпохи Ренессанса позволяют предположить и смысловое содержание. Автор статьи анализирует памятники скульптуры и религиозной живописи итальянского Ренессанса. Акцент ставится на декоративных деталях и их роли в религиозной композиции (станковая и монументальная живопись), а также их месте в пространстве храма (скульптурный рельеф).
Звездина Ю.Н. Отражение божественного сада в убранстве ренессансных порталов Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля // Academia. 2025. № 2. С. 299–307. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-299-307
Ключевые слова
Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле: программное произведение эпохи Василия III?
В статье впервые подробно рассматривается иконография деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, которая призвана подтвердить ранее предложенную автором датировку ансамбля второй четверти XVI века и разделение рук мастеров на три группы.
В иконографии деисусного ряда преобладает влияние московской традиции, а иконы апостолов служат доказательством того, что деисусный чин является примером почти неизученного процесса обращения древнерусских мастеров к старым, в данном случае позднепалеологовским образцам. Стремление опереться на древность, наследие византийского времени, было тесно связано с усилением великокняжеской власти и формированием концепции «Москва – третий Рим».
Финская И.Е. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле: программное произведение эпохи Василия III? // Academia. 2025. № 2. С. 308−327. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-308-327
Неизвестный «Гамлет» Михаила Врубеля и другие новые сюжеты в творчестве художника (на материалах Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина)
Статья подготовлена на основе авторской части доклада О.С. Давыдовой (НИИ РАХ) об открытиях в изучении графического наследия М.А. Врубеля, который был сделан во время совместного выступления с А.Г. Лукановой (ГМИИ имени А.С. Пушкина) на Отчетной научной сессии ГМИИ имени А.С. Пушкина в 2025 году.
На базе проведенного исследования О.С. Давыдовой выдвигается предложение ввести новые атрибуционные данные к двум двусторонним листам из коллекции И.С. Зильберштейна, ранее находившимся в собрании С.П. Яремича (один лист также входил в собрание семьи П.П. Чистякова) и ныне хранящихся в фондах ГМИИ имени А.С. Пушкина (инв. МЛК ГР 633, МЛК ГР 635).
В конце 2024 года в Отделе личных коллекций О.С. Давыдовой был обнаружен ранее неизвестный вариант эскиза М.А. Врубеля к картине «Гамлет и Офелия» (1884, ГРМ) – к первому концептуально важному для художника замыслу, отражающему принципиальные аспекты его мировоззрения в разные периоды творчества. Уникальность находки заключалась в автопортретности черт М.А. Врубеля в образе Гамлета, что поставило новый визуальный акцент на символически значимых для мастера ориентирах в процессе сложения его индивидуальной поэтики.
Параллельно с разработкой врубелевской «гамлетианы» автором статьи были уточнены сюжетные особенности и датировки еще нескольких безымянных набросков, позволивших связать их с библейской тематикой. Также впервые была выявлена группа рисунков М.А. Врубеля из собрания семьи П.П. Чистякова, со временем перешедшая к разным частным коллекционерам (И.И. Бродскому, С.П. Яремичу, И.C. Зильберштейну и др.) и затем поступившая в государственные музейные собрания.
Статья сопровождается не публиковавшимися прежде изображениями, предоставленными ГМИИ имени А.С. Пушкина в рамках взаимного сотрудничества с Российской академией художеств.
Давыдова О.С. Неизвестный «Гамлет» Михаила Врубеля и другие новые сюжеты в творчестве художника (на материалах Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина) // Academia. 2025. № 2. С. 328–359. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-328-359
Художник Сергей Иванович Вашков ‒ романтик Древней Руси
Статья посвящена творчеству московского художника, архитектора и мастера декоративно-прикладного искусства Сергея Ивановича Вашкова (1879‒1914). Рассмотрены его художественные взгляды, подробно проанализированы его очерки по искусству Древней Руси, написанные для «Московского листка» в 1903 году и ставшие прологом к его работе по обновлению ассортимента уникальной церковной утвари на московской фабрике товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья». Раскрыты источники художественной эстетики Вашкова, его связь с художниками Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова и символика декора созданных им изделий декоративно-прикладного религиозного искусства. Описана публикационная деятельность художника, визуально сохранившая его наследие в сфере церковного искусства, по большей части утраченное в советское время. Охарактеризованы основные архитектурные произведения Вашкова, ставшие яркими вехами в развитии неорусского стиля 1900‒1910-х годов в Москве. Авторские фотографии дачи Александренко (1987) публикуются впервые.
Нащокина М.В. Художник Сергей Иванович Вашков ‒ романтик Древней Руси // Academia. 2025. № 2. С. 360–382. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-360-382
Драгоценные сосуды первой трети XVI века из собрания Музеев Московского Кремля
Предметом исследования являются три памятника золотого и серебряного дела первой трети XVI века из Оружейной палаты, в которых наиболее ярко проявились влияния и европейского, и восточного ювелирного искусства. Об интересе московских мастеров к новым европейским тенденциям в ювелирном искусстве свидетельствует созданный по европейскому образцу начала XVI века серебряный ковш 1535 года, который, как удалось установить, происходит из Кирилло-Белозерского монастыря. Высказывается предположение, что серебряная чаша князя Симеона Ивановича была выполнена в Европе в конце XV ‒ в начале XVI века. О влиянии восточного искусства на золотое дело Москвы свидетельствует черневой орнамент на ручке чаши Василия III, нехарактерный для русского ювелирного искусства. Близкие аналогии ему были найдены в произведениях из Ирана и Турции.
Зюзева С.Г. Драгоценные сосуды первой трети XVI века из собрания Музеев Московского Кремля // Academia. 2025. № 2. С. 383–391. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-383-391
Сочинение И.–Ф. Буле «О древнейшей Российской живописи»: к истокам научного изучения древнерусской иконописи на рубеже XVIII–XIX веков
В статье рассматривается сочинение приглашенного профессора Московского университета и одного из первых преподавателей истории искусства в России Иоганна Феофила Буле (1763–1821). Опубликованное в 1807 году и посвященное русской календарной иконе, или менологию, из собрания Ватиканской библиотеки – так называемым «картинам Каппонияновым» – оно знаменовало начальный период формирования научного интереса к изучению русской иконописи. Знакомый с трудами своих европейских предшественников XVIII – начала XIX века, считавших памятник произведением греческих мастеров, Буле развивает версию о принадлежности иконы кисти русских живописцев, окончательно подтвержденную уже в 1830-е годы.
Марисина И.М. Сочинение И.–Ф. Буле «О древнейшей Российской живописи»: к истокам научного изучения древнерусской иконописи на рубеже XVIII–XIX веков // Academia. 2025. № 2. С. 392–413. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-392-413
Великокняжеская мастерская лицевого шитья при Елене Глинской
История великокняжеской мастерской лицевого шитья при Василии III делится на два периода: 1505–1525 гг. – необычайно плодотворный период, когда мастерскую возглавляла первая жена князя Соломония Сабурова; и 1526–1533 гг. – время второго брака с Еленой Глинской и регентство великой княгини до ее смерти в 1538 г. Период Елены Глинской являлся до недавнего времени «белым пятном» в истории изучения лицевого шитья. Не было известно ни одного твердо атрибутированного и датированного памятника. Публикация переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря 1593 г. дала возможность идентифицировать древнейший покров «Преподобный Дмитрий Прилуцкий» (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) как «положение государыни великие княгини Елены» (1528). В статье впервые публикуется второе произведение княгининой мастерской – покров «Преподобный Пафнутий Боровский» (1529, ГИМ). Третий памятник – пелена «Святитель Николай, с избранными святыми» (ГИМ). В статье обосновывается предположение о вкладе этой пелены в кремлевский собор Николы Гостунского (не сохранился) к чудотворному образу в 1526‒1529 гг.
Силкин А.В. Великокняжеская мастерская лицевого шитья при Елене Глинской // Academia. 2025. № 2. С. 414–431. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-414-431
К вопросу о лицевом шитье великокняжеских светлиц первой четверти XVI в. Атрибуция древнейшего покрова митрополита Ионы
В статье приводится краткий обзор памятников лицевого шитья, созданных в первой четверти XVI века в мастерской Соломонии Сабуровой, а точнее, в великокняжеской светлице. Кроме хрестоматийных предметов упомянуты малоизвестные. Вторая часть статьи посвящена атрибуции покрова митрополита Ионы, введенного в научный оборот как памятник 1549–1552 годов мастерской Анастасии Романовны, но оказавшегося шитьем более раннего времени – второго десятилетия XVI века. Об этом свидетельствуют стилевые и технико-технологические особенности покрова, выявленные при сопоставлении с предметами шитья, изготовленными при Соломонии Сабуровой и Анастасии Романовне.
Катасонова Е.Ю. К вопросу о лицевом шитье великокняжеских светлиц первой четверти XVI в. Атрибуция древнейшего покрова митрополита Ионы // Academia. 2025. № 2. С. 432–451. DOI: 10.37953/2079-0341-2025-2-1-432-451

